Конечной стадией существования экспертной системы является. Экспертные системы

По степени сложности решаемых задач экспертные системы можно классифицировать следующим образом:

  • По способу формирования решения экспертные системы разделяются на два класса: аналитические и синтетические. Аналитические системы предполагают выбор решений из множества известных альтернатив (определение характеристик объектов), а синтетические системы - генерацию неизвестных решений (формирование объектов).
  • По способу учета временного признака экспертные системы могут быть статическими или динамическими. Статические системы решают задачи при неизменяемых в процессе решения данных и знаниях, динамические системы допускают такие изменения. Статические системы осуществляют монотонное непрерываемое решение задачи от ввода исходных данных до конечного результата, динамические системы предусматривают возможность пересмотра в процессе решения полученных ранее результатов и данных.
  • По видам используемых данных и знаний экспертные системы классифицируются на системы с детерминированными (четко определенными) знаниями и неопределенными знаниями. Под неопределенностью знаний (данных) понимается их неполнота (отсутствие), недостоверность (неточность измерения), двусмысленность (многозначность понятий), нечеткость (качественная оценка вместо количественной).
  • По числу используемых источников знаний экспертные системы могут быть построены с использованием одного или множества источников знаний. Источники знаний могут быть альтернативными (множество миров) или дополняющими друг друга (кооперирующими).

В соответствии с перечисленными признаками классификации, как правило, выделяются следующие четыре основные класса экспертных систем

Классифицирующие экспертные системы. К аналитическим задачам прежде всего относятся задачи распознавания различных ситуаций, когда по набору заданных признаков (факторов) выявляется сущность некоторой ситуации, в зависимости от которой выбирается определенная последовательность действий. Таким образом, в соответствии с исходными условиями среди альтернативных решений находится одно, наилучшим образом удовлетворяющее поставленной цели и ограничениям.

Экспертные системы, решающие задачи распознавания ситуаций, называются классифицирующими, поскольку определяют принадлежность анализируемой ситуации к некоторому классу. В качестве основного метода формирования решений используется метод логического дедуктивного вывода от общего к частному, когда путем подстановки исходных данных в некоторую совокупность взаимосвязанных общих утверждений получается частное заключение.

Доопределяющие экспертные системы. Более сложный тип аналитических задач представляют задачи, которые решаются на основе неопределенных исходных данных и применяемых знаний. В этом случае экспертная система должна как бы доопределять недостающие знания, а в пространстве решений может получаться несколько возможных решений с различной вероятностью или уверенностью в необходимости их выполнения. В качестве методов работы с неопределенностями могут использоваться байесовский вероятностный подход, коэффициенты уверенности, нечеткая логика. Доопределяющие экспертные системы могут использовать для формирования решения несколько источников знаний. В этом случае могут использоваться эвристические приемы выбора единиц знаний из их конфликтного набора, например, на основе использования приоритетов важности, или получаемой степени определенности результата, или значений функций предпочтений и т.д.

Для аналитических задач классифицирующего и доопределяющего типов характерны следующие проблемные области:

  • Интерпретация данных - выбор решения из фиксированного множества альтернатив на базе введенной информации о текущей ситуации. Основное назначение - определение сущности рассматриваемой ситуации, выбор гипотез, исходя их фактов. Типичным примером является экспертная система анализа финансового состояния предприятия.
  • Диагностика - выявление причин, приведших к возникновению ситуации. Требуется предварительная интерпретация ситуации с последующей проверкой дополнительных фактов, например, выявление факторов снижения эффективности производства.
  • Коррекция - диагностика, дополненная возможностью оценки и рекомендации действий по исправлению отклонений от нормального состояния рассматриваемых ситуаций.

Трансформирующие экспертные системы . В отличие от аналитических статических экспертных систем синтезирующие динамические экспертные системы предполагают повторяющееся преобразование знаний в процессе решения задач, что связано с характером результата, который нельзя заранее предопределить, а также с динамичностью самой проблемной области.

В качестве методов решения задач в трансформирующих экспертных системах используются разновидности гипотетического вывода:

  • генерации и тестирования, когда по исходным данным осуществляется генерация гипотез, а затем проверка сформулированных гипотез на подтверждение поступающими фактами;
  • предположений и умолчаний, когда по неполным данным подбираются знания об аналогичных классах объектов, которые в дальнейшем динамически адаптируются к конкретной ситуации в зависимости от ее развития;
  • использование общих закономерностей (метауправления) в случае неизвестных ситуаций, позволяющих генерировать недостающее знание.

Многоагентные системы . Для таких динамических систем характерна интеграция в базе знаний нескольких разнородных источников знаний, обменивающихся между собой получаемыми результатами на динамической основе, например, через "доску объявлений"

Для многоагентных систем характерны следующие особенности:

  • Проведение альтернативных рассуждений на основе использования различных источников знаний с механизмом устранения противоречий;
  • Распределенное решение проблем, которые разбиваются на параллельно решаемые подпроблемы, соответствующие самостоятельным источникам знаний;
  • Применение множества стратегий работы механизма вывода заключений в зависимости от типа решаемой проблемы;
  • Обработка больших массивов данных, содержащихся в базе данных;
  • Использование различных математических моделей и внешних процедур, хранимых в базе моделей;
  • Способность прерывания решения задач в связи с необходимостью получения дополнительных данных и знаний от пользователей, моделей, параллельно решаемых подпроблем.

Для синтезирующих динамических экспертных систем наиболее применимы следующие проблемные области:

  • Проектирование - определение конфигурации объектов с точки зрения достижения заданных критериев эффективности и ограничений, например, проектирование бюджета предприятия или портфеля инвестиций.
  • Прогнозирование - предсказание последствий развития текущих ситуаций на основе математического и эвристического моделирования, например, прогнозирование трендов на биржевых торгах.
  • Диспетчирование - распределение работ во времени, составление расписаний, например, планирование графика освоения капиталовложений.
  • Планирование - выбор последовательности действий пользователей по достижению поставленной цели, например, планирование процессов поставки продукции.
  • Мониторинг - слежение за текущей ситуацией с возможной последующей коррекцией. Для этого выполняется диагностика, прогнозирование, а в случае необходимости планирование и коррекция действий пользователей, например, мониторинг сбыта готовой продукции.
  • Управление - мониторинг, дополненный реализацией действий в автоматических системах, например, принятие решений на биржевых торгах.

По данным публикации, в которой проводится анализ 12500 действующих экспертных систем, распределение экспертных систем по проблемным областям имеет следующий вид:

В основе самообучающихся систем лежат методы автоматической классификации примеров ситуаций реальной практики (обучения на примерах). Примеры реальных ситуаций накапливаются за некоторый исторический период и составляют обучающую выборку. Эти примеры описываются множеством признаков классификации. Причем обучающая выборка может быть:

  • "с учителем", когда для каждого примера задается в явном виде значение признака его принадлежности некоторому классу ситуаций (классообразующего признака);
  • "без учителя", когда по степени близости значений признаков классификации система сама выделяет классы ситуаций.

Экспертные системы - это сложные программные комплексы, ак­ку­­му­ли­­рующие знания специалистов в конкретных предметных областях и ти­ра­жирующие этот эмпирический опыт для консультаций менее квали­фи­ци­­рован­ных пользователей.

Области применения систем, основанных на знаниях, весьма раз­но­об­разны: бизнес, производство, военные приложения, медицина, со­ци­о­ло­гия, геология, космос, сельское хозяйство, управление, юриспру­ден­ция и др.

Системы, основанные на знаниях (СОЗ) - это системы программ­ного обес­печения, основными структурными элементами которых яв­ляются база знаний и механизм логических выводов . Среди СОЗ можно вы­де­лить:

  • интеллектуальные информационно-поисковые системы;
  • экспертные системы (ЭС).

Интеллектуальные информационно-поисковые системы отличаются от предыдущего поколения информационно-поисковых систем не только гораздо более обширным справочно-информационным фондом, но и важнейшей способностью формировать адекватные ответы на запросы пользователя даже тогда, когда запросы не носят прямого характера.

Наиболее известным практическим примером СОЗ могут служить экспертные сис­темы, способные диагностировать заболевания, оценивать по­тен­ци­аль­ные месторождения полезных ископаемых, осуществлять обработку естественного языка, распознавание речи и изображений и т.д. Экспертные сис­те­мы являются первым шагом в практической реализации исследований в об­ласти искусственного интеллекта

Базовая структура экспертной системы приведена на рисунке ниже.

Структурные элементы, составляющие экспертную систему, выполняют следующие функции.

База знаний реализует функции представления знаний в конкретной предметной области и управление ими.

Механизм логических выводов выполняет логические выводы на основании знаний, имеющихся в базе знаний.

Пользовательский интерфейс необходим для правильной передачи отве­тов пользователю, иначе пользоваться системой крайне неудобно.

Модуль приобретения знаний необходим для получения знаний от экспер­та, поддержки базы знаний и дополнения ее при необходимости.

Модуль ответов и объяснений формирует заключение экспертной систе­мы и представляет различные комментарии, прилагаемые к заключению, а так­же объясняет мотивы заключения.

Структура экспертной системы.

Перечисленные структурные элементы являются наиболее характерными, хотя в реальных экспертных системах их функции могут быть соответствующим образом усилены или расширены.

Знания в базе знаний представлены в конкретной форме и ор­га­ни­за­ция ба­зы знаний позволяет их легко определять, модифицировать и по­пол­нять. Реше­ние задач с помощью логического вывода на основе знаний хра­ня­щихся в базе зна­ний, реализуется автономным механизмом логического вы­вода. Хотя оба эти ком­понента системы с точки зрения ее структуры яв­ля­ются неза­висимыми, они на­­ходятся в тесной связи между собой и оп­ре­де­ление модели представления знаний накладывает ограничения на выбор соответствующего механизма логи­чес­ких выводов.

Преимущества экспертных систем :

  • Постоянство . Экспертные системы ничего не забывают в отличие от человека-эксперта.
  • Воспроизводимость . Можно сделать любое количество копий экспертной системы, а обучение новых экспертов отнимает много времени и средств.
  • Эффективность. Может увеличить производительность и уменьшать затраты персонала.
  • Постоянство . С использованием экспертных системам подобные транзакции обрабатываются одним и тем же способом. Система будет делать сопоставимые рекомендации для похожих ситуаций.
  • Влияние на людей . Новый эффект (самая современная ин­фор­ма­ция, имеющая влияние на здравый смысл). Главный эффект (ранняя информация доминирует над здравым смыслом).
  • Документация. Экспертная система может документировать процесс решения.
  • Законченность . Экспертная система может выполнять обзор всех транзакций, a человек-эксперт сможет сделать обзор только отдельной выборки.
  • Своевременность . Погрешности в конструкциях и-или могут быть своевременно найдены.
  • Широта . Могут быть объединены знания многих экспертов, что дает системе больше широты, чем с вероятно может достичь один человек.
  • Снижение риска ведения дела благодаря последовательности принятия решения документированности и компетентности.

Недостатки экспертных систем:

  • Здравый смысл . В дополнение к широкому техническому знанию, че­ловек-эксперт имеет здравый смысл. Еще не известно, как за­ло­жить здравый смысл в экспертные системы.
  • Творческий потенциал . Человек-эксперт может реагировать твор­чески на необычные ситуации, экспертные системы не могут.
  • Обучение . Человек-эксперт автоматически адаптируются к изме­не­нию среды; экспертные системы нужно явно модифицировать.
  • Сенсорный опыт . Человек-эксперт располагает широким диапа­зо­ном сенсорного опыта; экспертные системы в настоящее время ос­нованы на вводе символов.

Экспертные системы не хороши, если решения не существует или когда проблема лежит вне области их компетенции.

Класс экспертных систем сегодня объединяет несколько тысяч различных программных комплексов, которые можно классифицировать по различным критериям: решаемая задача, связь с реальным временем, тип ЭВМ, степень интеграции.

Методология разработки экспертных систем

Разработка интеллектуальных информационных систем отличается от создания обыч­ного программного продукта. Опыт разработки ранних экспертных систем по­казал, что использование традиционной технологии програм­мирования ли­бо чрезмерно затягивает процесс разработки, либо во­обще приводит к от­рицательному результату. Это связано главным об­разом с не­об­хо­ди­мостью модифицировать принципы и способы построения по мере того, как увеличивается знание разработчиков о проблемной области.

Известно, что большая часть знаний в конкретной предметной области ос­тается личной собственностью эксперта. Наибольшую проблему при раз­ра­бот­ке экспертной системы представляет процедура получения знаний у эксперта и занесения их в базу знаний, называемая извлечением знаний. Это происходит не по­тому, что он не хочет разглашать своих секретов, а потому, что не в состоянии сде­лать это - ведь эксперт знает гораздо больше, чем сам осознает. Для выявления знаний эксперта и их формализации на протяжении всего периода разработки с ним взаимодействует инженер по знаниям.

Чтобы избежать дорогостоящих и безуспешных попыток, был разра­бо­тан набор рекомендаций для того, чтобы определить, является ли проб­ле­ма подходящей для решения с помощью экспертной системы:

  • Потребность в решении должна соответствовать затратам на ее раз­работку. Суммы затрат и полученная выгода должны быть ре­а­листическими.
  • Невозможно использовать знания человека-эксперта там, где это необходимо. Если «экспертные» знания широко распростра­не­ны, то маловероятно, что стоит разрабатывать экспертную сис­тему. Однако в таких областях как разведка нефти и медицина мо­гут быть редкие специализированные знания, которыми можно недорого снабдить экспертную систему, и не использовать очень высоко оплачиваемого эксперта.
  • Проблема может быть решена с использованием символических методов рассуждения.
  • Проблема хорошо структурирована и не требует применения зна­ний, основанных на здравом смысле. Знания, основанные на здра­вом смысле, хорошо известны, поэтому их незачем фиксировать и представлять.
  • Проблема не может быть легко решена с использованием более тра­диционных вычислительных методов. Если имеется хорошее ал­горитмическое решение проблемы, не следует использовать экспертную систему.
  • Существуют эксперты в данной проблемной области. Поскольку экспертная система проектируется для успешной работы, весьма существенно, чтобы эксперты желали помогать при ее проек­ти­ро­ва­нии, а не считали, что их работе угрожают. Кроме того не­об­хо­дима поддержка администрации и потенциальных пользователей.
  • Проблема имеет подходящий размер и область применения. Как правило, проблема требует применения знаний высоко спе­ци­а­ли­зи­рованных экспертов, но человек-эксперт должен тратить на ее ре­ше­ние короткое время, максимум час.

В настоящее время сложилась последовательность действий при разработке экспертных систем. Она включает следующие этапы: идентификация, получение знаний, концептуализация, формализация, выполнение, тестирование и опытная эксплуатация.

Рис. 10.2. Технология разработки экспертных систем

Идентификация

Этап идентификации связан, прежде всего, с осмыслением тех задач, которые предстоит решать будущей экспертной системе, и формированием требований к ней. На этом этапе планируется ход разработки прототипа системы, определяются источники знаний (книги, эксперты, методики), цели (распространение опыта, автоматизация рутинных операций), классы решаемых задач и т.д. Результатом идентификации является ответ на вопрос, что надо сделать и какие ресурсы необходимо задействовать.

Получение знаний

При решении проблемы получения знаний выделяют три стратегии: приобретение знаний, извлечение знаний и обнаружение знаний.

Под приобретением (acquisition) знаний понимается способ автоматизированного наполнения базы знаний посредством диалога эксперта и специальной программы.

Извлечением (elicitation) знаний называют процедуру вза­и­мо­дей­ствия инженера по знаниям с источником знаний (экспертом, спе­циальной литературой и др.) без использования вычислительной тех­ни­ки.

Термины «обнаружение знаний» (knowledge discovery), а также Data Mining связывают с созданием компьютерных систем, реализующие методы автоматического получения знаний.

Концептуализация

На этапе концептуализации проводится содержательный анализ проблемной области, выявляются используемые понятия и их взаимосвязи, определяются методы решения задач. Этот этап завершается созданием мо­дели предметной области, включающей основные концепты и от­но­ше­ния. Модель представляется в виде графа, таблицы, диаграммы или текста.

Формализация

На этапе формализации все ключевые понятия и отношения выражаются на некотором формальном языке, который выбирается из числа уже существующих, либо создается заново. Другими словами, на данном этапе определяется состав средств и способы представления декларативных и процедурных знаний, осуществляется это представление и в итоге создается описание решения задачи экспертной системы на выбранном формальном языке.

Выполнение (реализация)

На этапе выполнения создается один или несколько реально работающих прототипов экспертной системы. Для ускорения этого процесса в настоящее время широко применяются различные инструментальные средства.

Тестирование

На данном этапе оценивается и проверяется работа программы прототипа с целью приведения ее в соответствие с реальными запросами пользователей. Прототип проверяется по следующих основным позициям:

  • удобство и адекватность интерфейсов ввода-вывода (характер вопросов в диалоге, связность выводимого текста результата и др.);
  • эффективность стратегии управления (порядок перебора, использование нечеткого вывода и т.д.);
  • корректность базы знаний (полнота и непротиворечивость правил).

Задача стадии тестирования - выявление ошибок и выработка рекомендаций по доводке прототипа экспертной системы до промышленного образца.

Опытная эксплуатация

На этапе опытной эксплуатации проверяется пригодность эк­спертной системы для конечного пользователя. Пригодность оп­ре­де­ля­ет­ся в основном удобством и полезностью разработки. Под по­лезностью по­ни­мается способность экспертной системы определять в хо­де диалога по­треб­ности пользователя, выявлять и устранять причины неудач в работе, а так­же удовлетворять указанные потребности пользователя (решать поставленные задачи). Удобство работы подразумевает естественность взаимодействия с экспертной системой, гибкость (способность системы настраиваться на различных пользователей, а также учитывать изменения в квалификации одного и того же пользователя) и устойчивость системы к ошибкам (способность не выходить из строя при ошибочных действиях пользователя).

После успешного завершения этапа опытной эксплуатации эксперт­ная система классифицируется как коммерческая система, пригодная не толь­ко для собственного использования, но и для продажи различным по­тре­бителям.

Инструментальные средства построения экспертных систем

В настоящее время имеются средства, ускоряющие проектирование и разработку ЭС. Их называют инструментальными средствами , или про­сто инструментарием. Иными словами, под инструментальными средствами понимают совокупность аппаратного и программного обес­пе­че­ния, позволяющего создавать прикладные системы, основанные на знаниях.

Среди программных инструментальных средств выделяют следующие большие группы:

  • символьные языки программирования (LISP, INTERLISP, SMALLTALK);
  • языки инженерии знаний, то есть языки программирования, позволяющие реализовать один из способов представления знаний (OPS5, LOOPS, KES, Prolog);
  • оболочки экспертных систем (или пустые экспертные системы), то есть системы, не содержащие знаний ни о какой предметной области (EMYCIN, ЭКО, ЭКСПЕРТ, EXSYS RuleBook, Expert System Creator и др.)

Физическую среду или объект, которые используются для соединения компьютеров в сети, принято называть …

Линией связи

Бросают 2 игральные кости. Вероятность того, что выпадет не менее 11 очков, равна …

Функция распределения непрерывной случайной величины X имеет вид:

Тогда значение плотности распределения при равно …

Для того чтобы выделить определенные моменты или подчеркнуть основные идеи презентации в процессе ее демонстрации, можно использовать …

Рисование на слайдах

Для извлечения данных из таблиц и предоставления их пользователю в удобном виде служит объект базы данных …

Запрос

Дано множество . Тогда истинны следующие высказывания:

Разность множеств A и B , то есть A B , заштрихована на диаграммах …

+

Программа «Очистка диска» позволяет удалить файлы с …

Расширением.tmp

1. Основу любой интеллектуальной экспертной системы составляет …

3. Конечной стадией существования экспертной системы является …

5. Сходство экспертных систем с прочими прикладными программами заключается в том, что они …

6. Применение экспертной системы целесообразно, если …

7. Ядро экспертной системы не реализуется на …

9. Основными классами экспертных систем являются …

2. В основу построения большинства компьютеров положены следующие принципы, сформулированные Джоном фон Нейманом: принцип программного управления, принцип однородности памяти и принцип …

4. Успех семейства машин IBM PC в первую очередь обеспечивается …

6. Из перечисленных компакт-дисков для записипользователемсвоих файлов не предназначен

8. BIOS (Basic Input Output System) является …

11. Наиболее эффективным способом защиты локального компьютера от несанкционированного доступа при его включении является …

12. Для запоминания 8 байт информации потребуется ___ триггер (-а,-ов).

14. К основным параметрам лазерных принтеров не относятся

15. Микропроцессоры различаются между собой …

17. Быстродействие накопителя информации характеризуется …

19. Электронная вычислительная машина (ЭВМ) – это …

20. Одним из параметров накопителя на жестких дисках является форм-фактор, который означает …

22. Небольшая по объему высокоскоростная буферная память для хранения команд и данных – это …

24. Целью создания «пятого поколения ЭВМ» являлось(-лась) …

Решение:
В 1981 г. японский Комитет научных исследований в области ЭВМ опубликовал проект, согласно которому предполагалось, что к 1991 г. будут созданы принципиально новые компьютеры, ориентированные на решение задач искусственного интеллекта. Планировалось осуществить качественный переход от хранения и обработки данныхк хранению и обработке знаний. Для компьютеров пятого поколения не пришлось бы писать программ, а достаточно было бы объяснить на «почти естественном» языке, что от них требуется. Учитывая сложность реализации поставленных перед пятым поколением задач, вполне возможно разбиение его на более обозримые и лучше ощущаемые этапы, первый из которых во многом реализован в рамках настоящего четвертого поколения.

На рисунке представлена функциональная схема ЭВМ, предложенная …

27. В основу построения большинства компьютеров положены следующие принципы, сформулированные Джоном фон Нейманом: принцип программного управления, принцип однородности памяти и принцип …

29. Автоматическое шифрование-расшифрование информации при записи на носители обеспечивает файловая система …

31.Периферийные устройства выполняют функцию …

33. Информация на магнитных дисках записывается …

35. Электронная микросхема EPROM является …

37. В состав мультимедиа-компьютера обязательно входит …

39. Идею механической машины с идеей программного управления соединил …

40. Основными понятиями иерархической структуры являются …

41. Для увеличения скорости выполнения математических операций в ПК используется …

43. Архитектура персонального компьютера, основными признаками которой являются наличие общей информационной шины, модульное построение, совместимость новых устройств и программных средств с предыдущими версиями по принципу «сверху-вниз», носит название …

45. Динамическая память служит базой для построения …

46. Наибольшую скорость обмена информацией среди перечисленных устройств имеет …

48. Среди архитектур ЭВМ выделяют …

49. Автоматическое шифрование-расшифрование информации при записи на носители обеспечивает файловая система …

51. Для сопряжения ЭВМ с одним каналом связи используется устройство …

53. При отключении питания компьютера информация не сохраняется в устройстве памяти …

2. Преподаватель работал в папке
D:\Материалы к занятиям\Группа 11\Лабораторные работы.
Затем перешел в дереве папок на уровень выше, спустился в папку Лекции и удалил из нее файл Введение . Полным именем файла, который удалил преподаватель, будет …

3. На некотором жестком диске размер кластера составляет 512 байт. На этот диск записаны четыре файла размерами 100, 200, 1000 и 2500 байт. Для хранения всех четырех файлов необходимо ___________ кластера(-ов).

5. Имя файла newgames666 .exe не удовлетворяет маске имен файлов …

7. В качестве имени файла недопустимо использовать последовательность символов …

9. В некоторой папке хранятся файлы:

Имена всех этих файлов удовлетворяют маске …

11. В некоторой папке хранится список файлов, первоначально упорядоченный по дате:

Производится сортировка файлов по имени в порядке возрастания. Последним в списке окажется файл …

1. В системе счисления с основанием ____ десятичное число 26 записывается в виде 101.

суммы в десятичной системе счисления равно …

5. Десятичному числу соответствует шестнадцатеричное число …

7. Значение суммы чисел в восьмеричной системе счисления равно …

9. Разность двоичных чисел равна …

2. Аппаратное обеспечение локальной вычислительной сети включает …

4. Устройство, обеспечивающее соединение административно независимых коммуникационных сетей, – это …

6. Задан адрес электронной почты в сети Интернет – [email protected] . Именем почтового сервиса в нем является …

8. Шлюз – это устройство, которое …

9. Сетевым протоколом является …

12. На сервере graphics.sc находится файл picture.gif , доступ к которому осуществляется по протоколу ftp . Правильно записанным адресом указанного файла является …

15. Документ запрашивается со страницы сайта университета по следующему адресу:http://university.faculty.edu/document.txt . Доменным именем компьютера, в котором находится документ, является …

18. Для просмотра web-страниц используются …

20. Мост – это устройство, соединяющее …

21. Для того чтобы наладить обмен электронными сообщениями, имеющими цифровую подпись, необходимо передать получателю сообщений …

22. Топологиями локальных вычислительных сетей являются …

23. Наиболее эффективным способом защиты локального компьютера от несанкционированного доступа при его включении является …

24. Компьютер, подключенный к сети Интернет, может иметь два следующих адреса:

26. Система обмена через Интернет мгновенными сообщениями называется …

28. Наиболее эффективным способом защиты локального компьютера от несанкционированного доступа при его включении является …

29. Как известно, IP-адрес компьютера состоит из четырех чисел, разделенных точками. Каждое из чисел IP-адреса может принимать десятичные значения от 0 до …

31. Для того чтобы наладить обмен электронными сообщениями, имеющими цифровую подпись, необходимо передать получателю сообщений …

32. Для создания web-приложений не используется язык …

2. BIOS (Basic Input Output System) является …

группой программ в постоянном запоминающем устройстве
  1. В состав системного программного обеспечения входят …

4. В состав прикладного программного обеспечения входят …

6. В состав прикладного программного обеспечения входят …

1. Объектом объектно-ориентированного программирования называется …

совокупность переменных состояния и связанных с ними методов (операций)

2. В технологической цепочке решения задач на ЭВМ

отсутствует пункт …

Третий этап. Загрузка завершена. Как видно на рис.12.6 , в меню инструментов добавилась новая вкладка с названием "Advanced Process ".

Это напоминает загрузку тематических панелей в Visio . Однако ARENA - не "рисовалка", а мощное средство имитационного моделирования .

Программа ARENA позволяет создавать диаграммы, отражающие функционирование того или иного процесса. Процесс создания диаграмм во многом схож с таковым в MS Visio . Здесь также используется технология Drag and Drop , однако для некоторых процесс "рисования" в MS Visio будет более удобным и предпочтительным.

Центральным компонентом экспертной системы является база знаний, которая выступает по отношению к другим компонентам как содержательная подсистема, составляющая основную ценность.


Рис. 12.9.

База знаний - это совокупность единиц знаний, которые представляют собой формализованное с помощью некоторого метода представления знаний отражение объектов проблемной области и их взаимосвязей, действий над объектами и, возможно, неопределенностей, с которыми эти действия осуществляются .

В качестве методов представления знаний чаще всего используются либо правила, либо объекты (фреймы), либо их комбинация. Так, правила представляют собой конструкции:

Если < условие > То <заключение> CF (фактор определенности) <значение>

В качестве факторов определенности (CF ), как правило, выступают либо условные вероятности байесовского подхода (от 0 до 1), либо коэффициенты уверенности нечеткой логики (от 0 до 100).

Примеры правил имеют следующий вид.

Правило 1: если Коэффициент рентабельности > 0.2, то Рентабельность = "удовлетворительна" CF 100.

Правило 2: если Задолженность = "нет" и Рентабельность = "удовлетворительна", то Финансовое состояние = "удовлетворительно" CF 80.

Правило 3: если Финансовое состояние = "удовлетворительно" и Репутация = "удовлетворительна", то Надежность предприятия = "удовлетворительна" CF 90.

Объекты представляют собой совокупность атрибутов, описывающих свойства и отношения с другими объектами. В отличие от записей баз данных, каждый объект имеет уникальное имя. Часть атрибутов отражают типизированные отношения, такие как "род - вид" (super-class - sub-class ), "целое - часть" и др. Вместо конкретных значений атрибутов объектов могут задаваться значения по умолчанию, присущие целым классам объектов, или присоединенные процедуры (process ).

Интеллектуальный интерфейс . Обмен данными между конечным пользователем и ЭС выполняет программа интеллектуального интерфейса, которая воспринимает сообщения пользователя и преобразует их в форму представления базы знаний и, наоборот, переводит внутреннее представление результата обработки в формат пользователя и выдает сообщение на требуемый носитель.

Важнейшим требованием к организации диалога пользователя с ЭС является естественность, которая не означает буквально формулирование потребностей пользователя предложениями естественного языка, хотя это и не исключается в ряде случаев .

Важно, чтобы последовательность решения задачи была гибкой, соответствовала представлениям пользователя и велась в профессиональных терминах.

Механизм вывода. Этот программный инструментарий получает от интеллектуального интерфейса преобразованный во внутреннее представление запрос, формирует из базы знаний конкретный алгоритм решения задачи, выполняет алгоритм, а полученный результат предоставляется интеллектуальному интерфейсу для выдачи ответа на запрос пользователя. В основе применения любого механизма вывода лежит процесс нахождения в соответствии с поставленной целью и описанием конкретной ситуации (исходных данных), относящихся к решению единиц знаний (правил, объектов, прецедентов и т.д.) и связыванию их при необходимости в цепочку рассуждений, приводящую к определенному результату. Для представления знаний в форме правил это может быть прямая или обратная цепочка рассуждений (рис.12.10 и рис.12.11).


Рис. 12.10.


Рис. 12.11.

Для объектно-ориентированного представления знаний характерно применение механизма наследования атрибутов, когда значения атрибутов передаются по иерархии от вышестоящих классов к нижестоящим. Также при заполнении атрибутов фрейма необходимыми данными запускаются на выполнение присоединенные процедуры.

Механизм объяснения. В процессе или по результатам решения задачи пользователь может запросить объяснение или обоснование хода решения. С этой целью ЭС должна предоставить соответствующий механизм объяснения.

Объяснительные способности ЭС определяются возможностью механизма вывода запоминать путь решения задачи. Тогда на вопросы пользователя "Как?" и "Почему?" получено решение или запрошены те или иные данные, и система всегда может выдать цепочку рассуждений до требуемой контрольной точки, сопровождая выдачу объяснения заранее подготовленными комментариями. В случае отсутствия решения задач объяснение должно выдаваться пользователю автоматически.

Полезно иметь возможность и гипотетического объяснения решения задачи, когда система отвечает на вопросы, что будет в том или ином случае. Однако не всегда пользователя интересует полный вывод решения, содержащий множество ненужных деталей. В этом случае система должна уметь выбирать из цепочки только ключевые моменты с учетом их важности и уровня знаний пользователя. Для этого в базе знаний необходимо поддерживать модель знаний и намерений пользователя.

Если же пользователю все еще не понятен полученный ответ, то система должна быть способна в диалоге на основе поддерживаемой модели проблемных знаний обучать пользователя тем или иным фрагментам знаний, т.е. раскрывать более подробно отдельные понятия и зависимости, если даже эти детали непосредственно в выводе не использовались.

Механизм приобретения знаний. База знаний отражает знания экспертов (специалистов) в данной проблемной области о действиях в различных ситуациях или процессах решения характерных задач. Выявлением подобных знаний и последующим их представлением в базе знаний занимаются специалисты, называемые инженерами знаний . Для ввода знаний в базу и их последующего обновления ЭС должна обладать механизмом приобретения знаний. В простейшем случае используется интеллектуальный редактор, который позволяет вводить единицы знаний в базу и проводить их синтаксический и семантический контроль, например, на непротиворечивость. В более сложных случаях инженер знаний должен из-влекать знания путем специальных сценариев интервьюирования экспертов, или из вводимых примеров реальных ситуаций, как в случае индуктивного вывода, или из текстов, или из опыта работы самой интеллектуальной системы .

Классы экспертных систем

По степени сложности решаемых задач экспертные системы можно классифицировать следующим образом .

По способу формирования решения экспертные системы разделяются на два класса: аналитические и синтетические . Аналитические системы предполагают выбор решений из множества известных альтернатив (оп-ределение характеристик объектов), а синтетические системы - генерацию неизвестных решений (формирование объектов).

По способу учета временного признака экспертные системы могут быть статическими или динамическими . Статические системы решают задачи при не изменяемых в процессе решения данных и знаниях, динамические системы допускают такие изменения. Статические системы осуществляют монотонное непрерываемое решение задачи от ввода исходных данных до конечного результата, динамические системы предусматривают возможность пересмотра в процессе решения полученных ранее результатов и данных.

По видам используемых данных и знаний экспертные системы классифицируются на системы с детерминированными (четко определенными) знаниями и неопределенными знаниями. Под неопределенностью знаний понимается их неполнота, недостоверность, двусмысленность, нечеткость.

По числу используемых источников знаний экспертные системы могут быть построены с использованием одного или множества источников знаний. Источники знаний могут быть альтернативными или дополняющими друг друга

В соответствии с перечисленными признаками классификации выделяются следующие основные классы экспертных систем (табл. 12.1 .).

Классифицирующие экспертные системы. Экспертные системы , решающие задачи распознавания ситуаций, называются классифицирующими, поскольку определяют принадлежность анализируемой ситуации к некоторому классу.

В качестве основного метода формирования решений используется метод логического дедуктивного вывода от общего к частному, когда путем подстановки исходных данных в некоторую совокупность взаимосвязанных общих утверждений получается частное заключение.

Доопределяющие экспертные системы . Более сложный тип аналитических задач представляют задачи, которые решаются на основе неопределенных исходных данных и применяемых знаний. В этом случае экспертная система должна как бы доопределять недостающие знания, а в пространстве решений может получаться несколько возможных решений с различной вероятностью или уверенностью в необходимости их выполнения.

В качестве методов работы с неопределенностями могут применяться байесовский вероятностный подход и нечеткая логика .

Доопределяющие экспертные системы могут использовать для формирования решения несколько источников знаний. В этом случае могут применяться эвристические приемы выбора единиц знаний из их конфликтного набора, например, на основе использования приоритетов важности, или получаемой степени определенности результата, или значений функций предпочтений и т.д.

Для аналитических задач классифицирующего и доопределяющего типов характерны следующие проблемные области .

  1. Интерпретация данных - выбор решения из фиксированного множества альтернатив на базе введенной информации о текущей ситуации. Основное назначение - определение сущности рассматриваемой ситуации, выбор гипотез, исходя их фактов. Типичным примером является экспертная система анализа финансового состояния предприятия.
  2. Диагностика - выявление причин, приведших к возникновению ситуации. Требуется предварительная интерпретация ситуации с последующей проверкой дополнительных фактов, например, выявление факторов снижения эффективности производства.
  3. Коррекция - диагностика, дополненная возможностью оценки и рекомендации действий по исправлению отклонений от нормального состояния рассматриваемых ситуаций.

Трансформирующие экспертные системы . В отличие от аналитических статических экспертных систем синтезирующие динамические экспертные системы предполагают повторяющееся преобразование знаний в процессе решения задач, что связано с характером результата, который нельзя заранее предопределить, а также с динамичностью самой проблемной области.

Для синтезирующих динамических экспертных систем наиболее применимы следующие проблемные области .

  1. Проектирование - определение конфигурации объектов с точки зрения достижения заданных критериев эффективности и ограничений, например, проектирование бюджета предприятия или портфеля инвестиций .
  2. Прогнозирование - предсказание последствий развития текущих ситуаций на основе математического и эвристического моделирования, например, прогнозирование трендов на биржевых торгах.
  3. Диспетчеризация - распределение работ во времени, составление расписаний, например, планирование графика освоения капиталовложений.
  4. Планирование - выбор последовательности действий пользователей по достижению поставленной цели, например, планирование процессов поставки продукции.
  5. Мониторинг - слежение за текущей ситуацией с возможной последующей коррекцией. Для этого выполняется диагностика, прогнозирование, а в случае необходимости - планирование и коррекция действий пользователей, например, мониторинг сбыта готовой продукции.
  6. Управление - мониторинг, дополненный реализацией действий в автоматических системах, например, принятие решений на биржевых торгах.

Многоагентные экспертные системы. Для таких динамических систем характерна интеграция в базе знаний нескольких разнородных источников знаний, обменивающихся между собой получаемыми результатами на динамической основе, например, через "доску объявлений".

Для многоагентных систем характерны следующие особенности:

  • проведение альтернативных рассуждений на основе использования различных источников знаний с механизмом устранения про-тиворечий;
  • распределенное решение проблем, которые разбиваются на параллельно решаемые подпроблемы, соответствующие самостоя-тельным источникам знаний;
  • применение множества стратегий работы механизма вывода заключений в зависимости от типа решаемой проблемы;
  • обработка больших массивов данных, содержащихся в базе данных;
  • способность прерывания решения задач в связи с необходимостью получения дополнительных данных и знаний от пользователей, моделей, параллельно решаемых подпроблем.

Экспертная система - это система искусственного интеллекта, построенная на основе глубоких специальных знаний о некоторой предметной области (полученных от экспертов-специалистов этой области). Экспертные системы – один из немногих видов систем искусственного интеллекта, которые получили широкое распространение и нашли практическое применение. Существуют экспертные системы по военному делу, геологии, инженерному делу, информатике, космической технике, математике, медицине, метеорологии, промышленности, сельскому хозяйству, управлению, физике, химии, электронике, юриспруденции и т.д. И только то, что экспертные системы остаются весьма сложными, дорогими, а главное, узкоспециализированными программами, сдерживает их еще более широкое распространение.

Технология экспертных систем является одним из направлений новой области исследования, которая получила наименование искусственного интеллекта (Artificial Intelligence - AI). Исследования в этой области сконцентрированы на разработке и внедрении компьютерных программ, способных эмулировать (имитировать, воспроизводить) те области деятельности человека, которые требуют мышления, определенного мастерства и накопленного опыта. К ним относятся задачи принятия решений, распознавания образов и понимания человеческого языка. Эта технология уже успешно применяется в некоторых областях техники и жизни общества - органической химии, поиске полезных ископаемых, медицинской диагностике. Перечень типовых задач, решаемых экспертными системами, включает:

  • извлечение информации из первичных данных (таких как сигналы, поступающие от гидролокатора);
  • диагностика неисправностей (как в технических системах, так и в человеческом организме);
  • структурный анализ сложных объектов (например, химических соединений);
  • выбор конфигурации сложных многокомпонентных систем (например, распределенных компьютерных систем);
  • планирование последовательности выполнения операций, приводящих к заданной цели (например, выполняемых промышленными роботами).

Особенности экспертных систем

  • компетентность – в конкретной предметной области экспертная система должна достигать того же уровня, что и специалисты-люди; при этом она должна пользоваться теми же эвристическими приемами, также глубоко и широко отражать предметную область;
  • символьные рассуждения – знания, на которых основана экспертная система, представляют в символьном виде понятия реального мира, рассуждения также происходят в виде преобразовании символьных наборов;
  • глубина – экспертиза должна решать серьезные, нетривиальные задачи, отличающиеся сложностью знаний, которые экспертная система использует, или обилием информации; это не позволяет использовать полный перебор вариантов как метод решения задачи и заставляет прибегать к эвристическим, творческим, неформальным методам;
  • самосознание – экспертная система должна включать в себя механизм объяснения того, каким образом она приходит к решению задачи.

Экспертные системы создаются для решения разного рода проблем, но они имеют схожую структуру (рис. 8); основные типы их деятельности можно сгруппировать в категории, приведенные в табл. 2.

Рис. 1. Схема обобщенной экспертной системы

Таблица 1. Типичные категории способов применения экспертных систем

Категория Решаемая проблема
Интерпретация Описание ситуации по информации, поступающей от датчиков
Прогноз Определение вероятных последствий заданных ситуаций
Диагностика Выявление причин неправильного функционирования системы по наблюдениям
Проектирование Построение конфигурации объектов при заданных ограничениях
Планирование Определение последовательности действий
Наблюдение Сравнение результатов наблюдений с ожидаемыми результатами
Отладка Составление рецептов исправления неправильного функционирования системы
Ремонт Выполнение последовательности предписанных исправлений
Обучение Диагностика и исправление поведения обучаемого
Управление Управление поведением системы как целого

Функции, выполняемые экспертной системой

Не всякую систему, основанную на знаниях, можно рассматривать как экспертную. Экспертная система должна также уметь каким-то образом объяснять свое поведение и свои решения пользователю, так же, как это делает эксперт-человек. Это особенно необходимо в областях, для которых характерна неопределенность, неточность информации (например, в медицинской диагностике). В этих случаях способность к объяснению нужна для того, чтобы повысить степень доверия пользователя к советам системы, а также для того, чтобы дать возможность пользователю обнаружить возможный дефект в рассуждениях системы. В связи с этим в экспертных системах следует предусматривать дружественное взаимодействие с пользователем, которое делает для пользователя процесс рассуждения системы "прозрачным".

Часто к экспертным системам предъявляют дополнительное требование - способность иметь дело с неопределенностью и неполнотой. Информация о поставленной задаче может быть неполной или ненадежной; отношения между объектами предметной области могут быть приближенными. Например, может не быть полной уверенности в наличии у пациента некоторого симптома или в том, что данные, полученные при измерении, верны; лекарство может стать причиной осложнения, хотя обычно этого не происходит. Во всех этих случаях необходимы рассуждения с использованием вероятностного подхода.

В самом общем случае для того, чтобы построить экспертную систему, мы должны разработать механизмы выполнения следующих функций системы:

  • решение задач с использованием знаний о конкретной предметной области - возможно, при этом возникнет необходимость иметь дело с неопределенностью;
  • взаимодействие с пользователем, включая объяснение намерений и решений системы во время и после окончания процесса решения задачи.

Каждая из этих функций может оказаться очень сложной и зависит от прикладной области, а также от различных практических требований. В процессе разработки и реализации могут возникать разнообразные трудные проблемы. Здесь мы ограничился наметками основных идей, подлежащих в дальнейшем детализации и усовершенствованию.

Структура экспертных систем

Рис.2. Архитектура экспертной системы

Классы экспертных систем

По степени сложности решаемых задач экспертные системы можно классифицировать следующим образом:

По способу формирования решения экспертные системы разделяются на два класса: аналитические и синтетические . Аналитические системы предполагают выбор решений из множества известных альтернатив (определение характеристик объектов), а синтетические системы - генерацию неизвестных решений (формирование объектов).

По способу учета временного признака экспертные системы могут быть статическими или динамическими . Статические системы решают задачи при неизменяемых в процессе решения данных и знаниях, динамические системы допускают такие изменения. Статические системы осуществляют монотонное непрерываемое решение задачи от ввода исходных данных до конечного результата, динамические системы предусматривают возможность пересмотра в процессе решения полученных ранее результатов и данных.

По видам используемых данных и знаний экспертные системы классифицируются на системы с детерминированными (четко определенными) знаниями и неопределенными знаниями . Под неопределенностью знаний (данных) понимается их неполнота (отсутствие), недостоверность (неточность измерения), двусмысленность (многозначность понятий), нечеткость (качественная оценка вместо количественной).

По числу используемых источников знаний экспертные системы могут быть построены с использованием одного или множества источников знаний . Источники знаний могут быть альтернативными (множество миров) или дополняющими друг друга (кооперирующими).

Наиболее известные/распространённые ЭС

  • CLIPS - весьма популярная ЭС (public domain)
  • OpenCyc - мощная динамическая ЭС с глобальной онтологической моделью и поддержкой независимых контекстов
  • WolframAlpha - поисковая система, интеллектуальный «вычислительный движок знаний»
  • MYCIN - наиболее известна диагностическая система, которая предназначена для диагностики и наблюдения за состоянием больного при менингите и бактериальных инфекциях.
  • HASP/SIAP - интерпретирующая система, которая определяет местоположение и типы судов в тихом океане по данным

акустических систем слежения.

Этапы проектирования экспертной системы

В настоящее время сложилась определенная технология разработки ЭС, которая включает следующие шесть этапов:

  • Приемы Описание
    1. Наблюдение Инженер наблюдает, не вмешиваясь, за тем, как эксперт решает реальную задачу
    2. Обсуждение задачи Инженер на представительном множестве задач неформально обсуждает с экспертом данные, знания и процедуры решения
    3. Описание задачи Эксперт описывает решение задач для типичных запросов
    4. Анализ решения Эксперт комментирует получаемые результаты решения задачи, детализируя ход рассуждений
    5. Проверка системы Эксперт предлагает инженеру перечень задач для решения (от простых до сложных),которые решаются разработанной системой
    6. Исследование системы Эксперт исследует и критикует структуру базы знаний и работу механизма вывода
    7. Оценка системы Инженер предлагает новым экспертам оценить решения разработанной системы

    Таблица 2

    Первые два этапа разработки экспертной системы составляют логическую стадию, не связанную с применением четко определенного инструментального средства. Последующие этапы реализуются в рамках физического создания проекта на базе выбранного инструментального средства. Вместе с тем, процесс создания экспертной системы, как сложного программного продукта, имеет смысл выполнять методом прототипного проектирования, сущность которого сводится к постоянному наращиванию базы знаний, начиная с логической стадии.